В 80% случаев гибель мотоциклистов связана с травмами головы, и мотошлем играет не последнюю роль в этой статистике. Несмотря на огромное значение этих аксессуаров, до сих пор отсутствует единая международная система их стандартизации. Поэтому, покупая шлем, приходится искать не только модель с определенными параметрами, но и делать выбор в пользу того или иного стандарта, по которому она получила сертификацию. Какие стандарты заслуживают доверия и что на самом деле они подтверждают, рассмотрим ниже.
Обзор сертификатов защиты шлемов
Если кратко говорить о самых распространенных системах оценки качества и безопасности, то все они предполагают проверку на ударные и абразивные нагрузки, посадку на голове, вытягивание и прочность ремней, надежность застежек, а также обзорность. Несмотря на схожесть испытуемых параметров, методов и целей, требования разных стандартов отличаются.
В течение последних 25 лет проводилось несколько исследований мотоаварий, в ходе которых пытались определить преимущества и недостатки шлемов, сертифицированных по тем или иным стандартам. В итоге ни одна из систем не получила однозначного перевеса, поэтому выбор надежного и безопасного средства защиты головы – задача, которую мотоциклистам приходится решать в частном порядке, сравнивая теоретические преимущества и недостатки различных стандартов.
Стандарты сертификации шлемов
Несмотря на обилие национальных и международных стандартов, есть несколько наиболее распространенных и общепризнанных, к которым относятся DOT, Snell и ECE 22-05. Первые два наиболее распространены в Америке, тогда как европейские страны больше ориентируются на ECE 22-05. Но DOT не противоречит европейскому стандарту и американские средства защиты, которые поставляются в ЕС, часто имеют два документа о соответствии.
Что касается российских реалий, то на отечественном рынке котируются те же системы стандартизации, что в США и ЕС. Но есть в России и собственный ГОСТ Р 41.22-2001, являющийся практически дословным переводом старой редакции ECE 22-05. Однако лабораторий, способных проводить краш-испытания, предусмотренные этим стандартом, в стране нет, поэтому полагаться на сертифицированную продукцию по ГОСТ не стоит.
Snell
Snell – американский стандарт, разработанный частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation. Сертификация по этой системе носит исключительно добровольный характер, но признается на международном уровне.
Тестирование по этому стандарту проходит в 7 этапов и включает в себя несколько серий механических воздействий, включая разные типы ударов и испытания на огнеупорность, вращение, динамическую устойчивость и проникновение.
Программа проверок во всех системах приблизительно похожа, но чтобы получить отметку SMF, шлем должен выдерживать наиболее серьезные ударные нагрузки, которые в реальности встречаются лишь в 1% ДТП. За счет более высоких требований продукция, прошедшая тест Snell, автоматически получает второе свидетельство американского стандарта безопасности. Поэтому средства защиты, протестированные в этой системе, являются самыми прочными и выдерживают максимальное физическое воздействие.
DOT
Этот стандарт безопасности появился в 1985 году. Его разработал департамент транспорта США, подведомственный Национальному Управлению безопасности дорожного движения (NHTSA). Все защитные изделия, которые поступают в продажу в США и Канаде, обязаны проходить испытания по этому стандарту.
Анализы подтверждают соответствие шлема минимальным требованиям безопасности, таким как: способность удерживать давление, удары и трение, а также сохранять форму в процессе испытаний.
Важной особенностью данной системы является то, что документ о соответствии на головное средство защиты выдают на основе заверений производителя, то есть без предварительного независимого тестирования. Если во время выборочной проверки и независимого анализа выяснится, что защитный элемент экипировки не соответствует заявленным характеристикам и не проходит испытания, то производителя ждут серьезные штрафы и отзыв продукции, но насколько такая система гарантирует безопасность пользователей – спорный вопрос.
ECE 22-05
На данный момент европейский стандарт считается наиболее полным, поскольку он вобрал большинство параметров и методов проверки из других рейтингов. Важнейшим плюсом этой системы оценивания является то, что испытания проводятся до выхода шлемов на рынок. То есть, покупая изделие с таким знаком качества, можно быть уверенным в том, что оно уже прошло все необходимые проверки.
Тестирование по европейскому стандарту в некоторых моментах менее жесткое, чем испытания, которые проводят Snell. Например, допускается свободное вращение шлема при падении в стандартном тесте и не проводятся испытания с несколькими ударами в одну точку. Эти и другие моменты являются поводом для критики со стороны Snell, но, несмотря на это, знак соответствия ECE 22.05 пока остается одним из самых надежных способов удостовериться в качестве и безопасности шлема.
Чем отличаются тесты SHARP от других стандартов безопасности?
Особняком от перечисленных систем оценки качества и безопасности стоит SHARP. Это британская система, использующая собственный рейтинг и проверяющая уже сертифицированные шлемы. Она возникла после вхождения Великобритания в состав ЕС и перехода с национальной системы BSI на стандарт ECЕ 22.05. Вопросы к новой оценке популярности появились практически сразу, так как недорогие защитные элементы мотоэкипировки неизвестных брендов получали более высокие оценки, чем продукция именитых производителей и даже профессиональные модели.
Для анализа британские эксперты делают контрольную закупку в обычных розничных магазинах. Шлемы проверяются по всем основным параметрам за исключением испытаний на проникновение и тестов подбородка. Но поскольку к экспертам SHARP попадают защитные изделия, уже прошедшие различные испытания, их можно рассматривать просто как дополнительное подтверждение безопасности.
Что еще нужно учесть при выборе шлема?
Помимо количества знаков соответствия тем или иным стандартам, не всегда легко понять, чем отличается китайский элемент экипировки за 1000 рублей от дорогих брендовых моделей. В первую очередь, это качество материалов. Пластмасса – морально устаревший и не самый безопасный вариант, который используют только самые бюджетные производители КНР. Поэтому корпус хорошего шлема, способного выдержать удар, должен быть выполнен из композитных сплавов пластмасс со стекловолокном, карбона либо волокна Dyneema.
Во-вторых, ударопоглощающий слой должен быть изготовлен из специального высокопористого пенопласта, способного эффективно поглощать ударную энергию, но в дешевых моделях в таком качестве используется обычный пенопласт, разумеется, неспособный справиться с этой задачей.
Однако самостоятельно проверить и визуально оценить качество материалов и соответствие заявленных характеристик реальным крайне сложно, и здесь на помощь приходят специальные стандарты. Поскольку большинство шлемов попадают на российский рынок через европейские отделения, то вся легально ввезенная продукция должна иметь знак соответствия ECE-22.05. Его наличие можно рассматривать как базовый ориентир при выборе надежной мотоэкипировки.
Перед походом в магазин стоит заранее очертить круг интересующих вас моделей и узнать о результатах их испытаний. Если в момент покупки возникают сомнения в подлинности шлема и имеющихся на нем знаков соответствия, то стоит потребовать у продавца сертификационные документы на конкретную модель, которые он обязан предъявить. От покупки мотоэкипировки без документов однозначно стоит отказаться.