Верно подобрать мотоэкипировку — первоочередная задача для каждого мотоциклиста, который хочет повысить свои шансы выжить, притом по возможности обойтись без травм даже в случае аварии. Некоторые отказываются носить носить амуницию, утверждая, что она неудобная, громоздкая. Однако если выбрать её правильно, то ездить станет только проще.
Разновидности экипировки
Производители выпускают множество аксессуаров для мотоциклистов. Различия между ними — функции, тип и уровень защиты. При покупке учитывают мощность, форм-фактор, класс транспорта; особенности местности, где он будет использоваться. Фактически для каждого мотоцикла, для каждого вида ландшафта следует приобретать свой комплект амуниции. От того, насколько грамотно сделан выбор, зависит не только безопасность при падении или в другой критической ситуации, но и комфорт во время поездок.
Городская
Такие аксессуары подходят тем, кто использует мотоцикл как основное транспортное средство, например ездит на нём на работу или на учёбу. Если применяется классическая дорожная модель, подойдёт универсальный комплект. Если же это крупнокубатурный чоппер, спортивный байк — нужен специальный набор для города с мягкой защитой. Главная задача — избавить себя от рисков при перемещении по загруженным городским дорогам.
Ключевые критерии:
- Экипировка должна быть эластичной, чтобы не мешать байкеру, не сковывать его движения.
- Также важно, чтобы защита была прочной, износостойкой, долговечной. Городской трафик существенно повышает риск дорожно-транспортного происшествия. Здесь мотоциклисты гораздо уязвимее водителей авто. Жёсткие вставки спасут от переломов, других травм, а амортизация смягчит удар.
- Предпочтительна экипировка, которую легко снимать и надевать, не тратя лишнее время.
- Комфорт повышается за счёт принудительной терморегуляции.
Городской комплект выбирают в зависимости от мощности транспорта. Но даже если речь о малокубатурном дорожном мотоцикле — не следует перебарщивать с экономией. От качества мотоэкипа зависят здоровье и жизнь.
Спортивная
Такая амуниция ещё называется кроссовой. Её покупают любители часто выезжать на природу, перемещаться по пересечённой местности, участвовать в мотокроссах, эндуро. Уровень защиты, а значит и цена зависят от особенностей ландшафта: рельефа, характеристик грунта (сухой или влажный, мягкий или твёрдый), погодных условий. Производители выпускают в том числе экип, который подходит для полного бездорожья.
Главные критерии:
- В первую очередь важна защищённость. Нужны мотоботы с жёстким каркасом, одежда с усиленными вставками, смягчающими удары. При достаточном качестве аксессуары предохраняют тело от травм при прямом столкновении, а также способствуют распределению энергии во избежание точечных повреждений.
- Мотокросс, эндуро существенно повышают число падений, ударов независимо от уровня мастерства. Защита должна иметь как можно больше точек фиксации. Важна износостойкость, так что экономить на качестве не следует. Дешёвая мотоэкипировка может выйти из строя, даже если просто зацепиться за дерево.
При движении на большой скорости выходит на первое место терморегуляция. Амуниция должна останавливать набегающие воздушные потоки, притом обеспечивать хорошую вентиляцию, отводя от тела излишки тепла и влаги. Планируя ездить по бездорожью, следует также заказать высококачественное термобельё.
Туристическая
Многие мотоциклисты любят ездить на большие расстояния, хотя обходятся без чрезмерного экстрима. Путешественники рискуют меньше, чем спортсмены, но больше нуждаются в функциональных, удобных аксессуарах. Подходящий комплект будет отличаться и от городского, и от кроссового.
Основные факторы, которые надо учитывать:
- На первое место выходит терморегулирование. Поездка становится комфортнее благодаря слою изоляции и ячейкам, которые обеспечивают принудительное вентилирование. Экономить на качестве здесь однозначно не следует, иначе путешествие превратится в сплошную муку.
- Предсказать погоду на сто процентов никогда не получается. Одежда и обувь должны защищать от ветра, от повышенной влажности во время дождя или снегопада. Это важный момент: когда скорость нарастает, материал становится более проницаемым для влаги.
- В турах рассчитывают получать свежие впечатления, удовольствие, позитив. Водитель вынужден долго находиться в одном положении. Чтобы из-за этого не ухудшалось самочувствие, амуниция должна разгрузить опорно-двигательный аппарат. В грамотно выбранной экипировке у мотоциклиста не затекают ноги и поясница, не защемляются нервные окончания. Мышцы и кожа получают дополнительную амортизацию.
Подбирая комплект для путешествий, принимают в расчёт аэродинамику транспортного средства, его крейсерскую скорость; наличие воздушных крыльев, лобового стекла.
Виды мотоэкипировки
Шлем
Этим предметом некоторые новички ограничиваются, подбирая экип, чем совершают критическую ошибку: защищать нужно не только голову. Тем не менее пренебрегать шлемом нельзя ни в коем случае. При выборе учитывают форм-фактор:
- Интеграл. Закрытый монокок, защищает область подбородка, оснащён визором. При дорожно-транспортном происшествии голова защищена лучше, а энергия столкновения распределяется равномерно — шансы выжить существенно повышаются.
- Модуляр. Схож с интегралом, но более практичен за счёт того, что защиту подбородочной зоны можно открепить. Подходящее решение для дорожников. Для уличных мотоциклов, спортбайков такой вариант лучше не рассматривать: при падении на скорости нередко ломаются крепления лицевой части.
- Кроссовый шлем. Оптимизирован под условия, где отсутствует нормальная дорога. Подбородок защищён лучше. Вместо визора используются очки для кросса.
- Каска. Общепризнанная классика, подходит для спокойных поездок. Лицо, подборочная зона не защищены. Поэтому обладателям крупнокубатурного транспорта каски приобретать не стоит.
Любителям экстрима однозначно пригодится дополнительная защита шеи. Она предотвратит перелом позвонков в случае падения.
Моточерепаха
Востребованная деталь экипировки, особенно у начинающих. Комбинированный аксессуар защищает опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, особенно если падение происходит на высокой скорости.
Выбирая черепаху, учитывают следующие факторы:
- Размер. Защита должна прилегать к телу плотно, притом не мешая двигаться. Иначе никакой пользы от неё не будет.
- Фиксация. Экип становится эргономичнее, если на нём есть дополнительные крепежи. Тогда проще отрегулировать моточерепаху под себя, чтобы она удобно сидела на туловище и лучше выдерживала повреждения, скользя по асфальту.
- Вентиляция. Комплексный аксессуар за счёт воздуховодных каналов обеспечивает терморегуляцию, уменьшает выделение пота. Модульная черепаха не нуждается в свободном прохождении воздуха, но незащищённых мест остаётся больше.
Такая мощная защита нужна владельцам нейкедов, спортбайков. Прочим мотоциклистам, если они не стремятся к экстриму, не водят агрессивно, вполне подойдёт куртка.
Мотокуртка
Подходящая замена моточерепахе, обычно текстильная или кожаная, имеет вставки для повышенной защиты. Нынешний текстиль — такой же качественный, как кожа, но обладает большей эргономичностью, упрощает настройку терморегулирования. Куртки из кожи служат дольше, более стойко переносят нагрузку, меньше повреждаются.
Размеру уделяют особое внимание, выбирая мотокуртку. Она не будет продуваться ветром только при плотном прилегании к телу. Если в каких-то местах материал сидит недостаточно плотно, то следует обратиться в ателье. Мастера быстро подошьют резинки под подкладку, чтобы обеспечить комфорт.
Мотоштаны, мотоджинсы
В первую очередь мотоциклетные штаны предназначены для того, чтобы защитить ноги, поясницу в случае аварийной ситуации. Подбирая этот предмет одежды, принимают во внимание уровень защиты, наличие каналов для вентиляции.
Джинсы выбирают, ориентируясь на их крой: они должны оставаться свободными в верхней части и сужаться книзу. Иначе есть риск пережать бедренные сосуды. Также можно случайно зацепить кикстартер, лапку передач, тем самым опрокинув мотоцикл.
Летом, во время сильной жары, чтобы ноги не потели слишком сильно, но оставались защищёнными, можно купить набор: бронешорты, наколенники, мотоботы. Это актуально для тренировок по кроссу, эндуро.
Мотоперчатки
Когда водитель падает с байка, он рефлекторно выставляет руки, защищая голову и торс. Чтобы ладони как можно меньше страдали от столкновения с асфальтом, есть смысл подобрать качественные перчатки. Найти аксессуар нетрудно: такие мотоперчатки будут плотно прилегать к рукам и обеспечат комфортный хват.
Если мотоцикл используется как основной транспорт, то потребуется купить по паре перчаток на все сезоны.
Мотоботы
Некоторые откладывают заказ специальных мотоциклетных ботинок на длительный срок, и совершенно напрасно. Ведь именно мотоботы предохраняют ноги, не позволяя сломать, порезать их при падении. Выздороветь без долгосрочных негативных последствий получится гораздо быстрее. Нельзя забывать, что самые серьёзные травмы водители получают, когда падают под мотоцикл на ускорении. А новички при ДТП склонны рефлекторно класть байк именно на бок.
Наколенники, налокотники
Суставы нужно защитить от переломов. Главное, подбирать аксессуары для коленей и локтей строго под размер. Если он не будет соответствовать, никакой пользы от этих деталей экипировки не будет.
Наколенники, налокотники надеваются под одежду, а потом надёжно фиксируются застёжками. Ношение поверх одежды — распространённая ошибка: надетая таким образом защита при падении может сдвинуться вбок, сделав лишь хуже. Чтобы жёсткая мотоэкипировка не натирала кожу, под защиту надевают термобельё.
Важнейшие рекомендации при подборе
Специалисты дают начинающим и опытным мотоциклистам советы, которые повышают уровень защищённости:
- Мотоциклетные штаны должны сужаться книзу. В противном случае ими можно случайно зацепиться за выступающие части транспортного средства при парковке.
- Джинсы должны хорошо вентилироваться за счёт встроенных воздуховодов. Это минимизирует выделение пота, улучшает терморегуляцию. А вот защитные детали должны быть съёмными. Тогда их легче заменять в случае повреждения. Также это упрощает стирку в обычной стиральной машине.
- Голеностопы ботинок должны быть с жёсткой фиксацией. Иначе вся польза от этой части мотоэкипа сводится к нулю. Если ноги в мотоботах удаётся сгибать так же легко, как без них — нужна другая пара.
- Плотность прилегания защиты к телу должна быть максимальной. В некоторых случаях это можно легко скорректировать, если подшить пару резинок. Но необходимо, чтобы сосуды не пережимались, иначе возникнет застой крови.
- На первом месте — защищённость и комфорт. Лишь на втором — внешний вид. Функциональностью нельзя жертвовать ни в коем случае!
Лучшая экипировка для мотоциклиста не обязательно имеет самую высокую цену. Важно грамотно её подбирать, не боясь тратить на это силы и время. Возможно, в какой-то момент это спасёт не только здоровье, но и жизнь.